1.Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Основная образовательная программа МБДОУ № 12 г.Снежное -это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Основная образовательная программа МБДОУ обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. Основная образовательная программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативно-правовых документов: - Закон «Об образовании» Донецкой Народной Республики № I233П-НС от 19.06.2015 г. (с изменениями и дополнениями) - «Государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки ДНР № 128-НП от 19.10.2021 г.) - Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» Основная образовательная программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Общие сведения о дошкольном учреждении Полное наименование учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего типа «Ясли-сад № 12 «Ягодка» города Снежное» Сокращенное название: МБДОУ № 12 г. Снежное Местонахождение: 86500 ДНР, Донецкая область, г. Снежное, ул. Сперанского, д.14. Телефон: 071-302 23 62 Форма собственности: муниципальная Тип учреждения: общеразвивающий Вид учреждения: ясли-сад Учредитель: Отдел образования администрация города Снежное МБДОУ осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе законодательных нормативных документов: - Устава МБДОУ№12 г. Снежное; - Разрешение на осуществление образовательной деятельности; - Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей в отношении №8268/07-14 от 21.01.2022 (идентификационный код юридического лица - 51005640) Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги. Основная образовательная программа МБДОУ разработана на основе Т и п о во й образовательной программы дошкольного образования«Растим личность» под редакцией Л.Н.Арутюнян, Е.В. Сипачева, Е.П.Котова, С.И. Михайлюк, Г.Ф. Бридько, Н.В.Губанова, О.В.Кобзарь,2018 г. В соответствии с ГОС ДО о с н о в н а я образовательная программа МБДОУ № 12 г. Снежное состоит из трех основных разделов: I. Целевой раздел - пояснительная записка и планируемые результаты освоения программы. II.Содержательный раздел - описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленных в пяти образовательных областях; описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы. Программа состоит из 2-х частей: 1) обязательной части -60% 2) части, формируемой участниками образовательного процесса МДОУ–40%. Вторая часть образовательной программы ориентирована на потребности и интересы воспитанников и их родителей, разработана с учетом национально-регионального компонента, приоритетного направления дошкольного учреждения и сложившимися традициями. III. Организационный раздел - описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, режим дня, а также специфики традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. 1.1.1 Цели и задачи реализации Программы Цель и задачи деятельности МДОУ по реализации основной образовательной программы определяются ГОС дошкольного образования, Уставом МБДОУ, реализуемой комплексной программой «Растим личность», приоритетными направлениями с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение. Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ГОС дошкольного образования: развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Программа направлена на: на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: 1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2.Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). 3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования). 4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми имиром. 5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. 7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования,возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. 8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. 9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.) В Уставе МБДОУ основными целями являются: реализация прав гражданина на доступное и качественное дошкольное образование, воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 1 года до 6,6 лет. Уточняя и дополняя задачи реализации основной образовательной программы, необходимо отметить, что средствами Типовой образовательной программы «Растим личность» осуществляется решение следующих целей и задач: Ведущие цели - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Задачи: 1. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. 2. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса. 3. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы. Принципы, сформулированные на основе требований ГОС ДО 1) К структуре Программы (в том числе соотношению обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и ее объему; 2) К условиям реализации Программы, в том числе психолого- педагогическим, кадровым, финансовым, материально-техническим; 3) К результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Основные принципы дошкольного образования. - Полноценное проживание ребенком всех этапов детства(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация)детского развития. - Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования). - Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. - Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. - Сотрудничество ДОУ с семьей. - Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. - Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. - Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). - Учет этнокультурной ситуации развития детей. Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы ее формирования, определенные главной целью программы «Растим личность». Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность»: - сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии, дошкольной педагогики, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования); - соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные задачи при использовании разумного «минимума» материала); - строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; - основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; - предполагает построение образовательного процесса неадекватных возрасту формах работы с детьми (основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра); - допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей; - строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами, обеспечивает единство образовательного процесса между детским садом и начальной школой. Наиболее существенной структурной характеристикой Типовой образовательной программы дошкольного учреждения «Растим личность» является принцип подачи материала — содержание психолого-педагогической работы излагается в Программе по образовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели и задачи и содержание психологопедагогической работы. Содержание психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. 1.1.3.Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Содержание Программы учитывает возрастные ииндивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Общее количество групп–3. Воспитанники МБДОУ–дети (девочки и мальчики) в возрасте от 1-го до 6,6 лет. Возрастные особенности детей сформулированы в Типовой образовательной программе дошкольного образования «Растим личность». Сведения о семьях воспитанников Контингент воспитанников в целом социально-благополучный. Преобладают дети из русскоязычных и полных семей. Большая часть семей имеет одного или двух детей, имеются многодетные и неполные семьи. Социальный статус родителей Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители (законные представители) воспитанников. Поэтому коллектив МБДОУ создаёт доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями (законными представителями), взаимопонимание и сотрудничество. Сведения о кадровом обеспечении Общая численность сотрудников – 20 человек, из них: административный состав - 2 человека (заведующий и заведующий хозяйством), педагогический – 8 человек ( музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели), медицинский персонал – вакансия, обслуживающий персонал – 11человек (2 повара, 4 помощника воспитателя, 2 сторожа, машинист по стирке белья, дворник, сезонные машинисты- кочегары). Детский сад укомплектован сотрудниками на 85%. Высшее педагогическое образование имеют 12% педагогических работников, среднее специальное – 88% . Все педагоги систематически повышают свою квалификацию на курсах повышения квалификации при Г О У Д П О Д Р И Д П О . На уровне учреждения функционирует наставничество, позволяющее легче адаптироваться в профессии начинающим воспитателям. Распределение административного и педагогического персонала по возрасту: Всего – 8 человек; Распределение административного и педагогического персонала по стажу работы следующее: До 3-х лет – 25% От 3-х до 5 лет – 0 %; От 5 до 10 лет – 12 % От 10 до 15 лет – 0 % От 15 до 20 лет – 0 % 20 и более лет – 63 % Коллектив детского сада отличают такие качества как стабильность, профессионализм, высокообразованность, творчество. У педагогов имеется заинтересованность в результатах труда, стремление к совершенствованию своего профессионального мастерства. 1.2.Планируемые результаты освоения программы. 1.2.1 Целевые ориентиры, сформулированные в ГОС дошкольного образования. Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. Настоящие требования являются ориентирами для: а) решения задач формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников; б) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет; в) информирования родителей (законных представителей)и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства ДНР. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: Аттестацию педагогических кадров; Оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования,с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ. Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ними дошкольного образования. 1.3.Планируемые результаты освоения основной образовательной программы К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: Целевые ориентиры образования в раннем возрасте. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте: ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиям ии подражает им; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельностиигре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачами радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослыми сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Педагогическая диагностика Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей в связи с оценкой эффективности педагогических действий и их дальнейшим планированием. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в свободной и специально организованной деятельности. Инструментарием для педагогической диагностики являются карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в процессе разнообразной детской деятельности (коммуникативной, познавательной, художественнопродуктивной, игровой, двигательной). Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: построения индивидуальной образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития ребенка; оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации для того, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Основными особенностями системы мониторинга являются: опора на реальные достижения ребенка, проявляющиеся в его повседневной активности и деятельности в естественной среде. II. Содержательный раздел. Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей изадач. 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее -образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие направлено на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослымии сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях идр.); формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Физическое развитие включает: приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек идр.). Содержание психолого-педагогической работы с детьми по образовательным областям подробно представлено в Типовой образовательной программе дошкольного образования «Растим личность». 2.2 Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья. Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентируемой и нерегламентированной (совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей) форм деятельности ребенка. В течение дня во всех возрастных группах предусмотрено предельный баланс различных видов деятельности: - группа раннего возраста - 1 (от 1 до 4 лет) - средняя группа – 1 (от 4 до 5 лет) - старшая группа – 1 (от 5 до 7 лет) Продолжительность ООД детей в соответствии с возрастом. Обязательная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы ДОУ – примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Растим личность» Обязательная часть реализуется через обязательные занятия и составляет 60% от общего нормативного времени, отводимого на усвоение основной программы. В обязательной части учебного плана: · для детей младшего возраста – 10 занятий в неделю, · для детей среднего возраста – 12 занятий в неделю · для детей старшего возраста – 14 занятий в неделю Часть, формируемая участниками образовательных отношений составляет 40% от общего нормативного времени. Парциальные программы, реализуемые в МДОУ: обеспечивают формирование и активизацию у детей задатков любознательности, самостоятельности, активности, инициативности. Без этих качеств затруднено полноценное развитие творческих способностей у ребёнка, развитие его личности: - «Донбасс - мой край родной»: воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста / сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Савченко М.В., Макеенко Е.П., Губанова Н. В., Котова Л.Н., Бридько Г.Ф. - 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2018. - «Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет» грамоте : воспитательнообразовательная программа для детей 6-7 лет. ВозрастаСавченко М.В., Сипачева Е.В., Котова Л.Н., Бридько Г.Ф. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2018. - «Математическая шкатулка»: вариативная программа по логикоматематическому развитию детей от 3 до 7 лет ; сост. М.В.Савченко, Е.В.Горбачёва, О.А.Кнороз, С.В.Ирклиенко, И.Н.Рябинина, Л.А.Гиниятуллина, 2017 Инновационная деятельность в МДОУ: -здоровьесберегающие технологии, -технология ТРИЗ, мнемотехники, - технологии проектной деятельности - игровые технологии - информационно-коммуникативные технологии - технологии исследовательской деятельности - развивающие технологии Модель организации воспитательно - образовательного процесса в течении дня Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на: совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей под руководством педагога; взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Построение образовательного процесса основывается на соответствующих возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно оснащенности дошкольного и зависит от учреждения, контингента культурных воспитанников, и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога. Модель организации деятельности взрослых и детей в МБДОУ Совместная деятельность взрослого идетей Двигательная: подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями соревнования. Игровая: сюжетные игры, игры с правилами Продуктивная: мастерская по Изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов Коммуникативная: беседа, Ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами. Трудовая: совместные действия, дежурство, поручение, задание, реализация проекта. Познавательноисследовательская: наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, проектная деятельность, игры с правилами. Музыкально-художественная: слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, подвижные игры (с музыкальным сопровождением). Чтение художественной литературы: чтение, обсуждение, разучивание. Организация развивающей предметнопространственной среды для самостоятельной Психолого-педагогическое Деятельности детей: просвещение родителей, двигательной, обмен опытом. игровой, Совместное творчество продуктивной, детей и взрослых. трудовой, познавательноисследовательской, музыкальнохудожественной В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно: организованной игровые, сюжетные, образовательной интегрированные деятельности. Обучение формы происходит опосредованно, в процессе увлекательной для воспитанников деятельности. Одной из форм организованной образовательной деятельности является «занятие», которое отождествления его рассматривается как с дидактической занятием как занимательное дело, формой без учебной деятельности. Это занимательное дело основано на различных видах детской деятельности дошкольника, осуществляемых совместно совзрослым, и направлено на освоение детьми нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей). Реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности рассматривается только в старшем дошкольном возрасте. Расписание организованной образовательной деятельности Группа раннего возраста Средняя группа Старшая группа 1.Дидактические игры по сенсорному воспитанию 2. Музыкальная деятельность (09.20-09.35) 1.Познавательно-математ. деятельность 2.Рисование 3. Музыкальная деятельность (09.50-10.10) 1.Подготовка к обучению грамоте (вариативное занятие) 2.Рисование 3. Музыкальнаядеятельность (10.15-10.40) 1. Познавательноисследовательская деятельность ( природа/ окруж. мир) 2. Двигательная деятельность (9.20- 9.35) 1.Познавательноисследовательская деятельность (природа/окруж. мир) 2.Двигательная деятельность (9.40 – 10.00) 1.Познавательноисследоват. деятельность ( природа / окруж. мир) 2.Конструктивная деятельность/ 3.Двигательная деятельность (10.05 -10.30) 1.Рисование 2.Двигательная деятельность (9.25- 9.40) 1. Речевое развитие. 2. Двигательная деятельность (9.50 – 10.10) 1.Лепка/ аппликация) 2. Музыкальная деятельность (09.20-09.35) 1. Художественная литература 2. Музыкальная деятельность (09.40-10.00) 3.Кружок «Умелые ручки» Четверг Среда Вторник Понедельник Дни 1. Познавательноматематическая деятельность 1. Художественная литтура 3. Двигательная деятельность (10.35 -11.00) 1.»Мой родной край» (вариативное занятие) 2.Кружок «Умелые ручки» 3. Музыкальная деятельность (10.05-10.30) Пятница 1. Речевое развитие. 2. Двигательная деятельность (9.20- 9.35) 1.Познавательноматемат.деятельность (вариативное занятие) 2. Двигательная деятельность (9.40 – 10.00) 3. Лепка/аппликация 1. Речевое развитие. 2. Лепка/аппликация 3. Двигательная деятельность (10.05 -10.30) Система закаливающих мероприятий. Условия проведения закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Чёткая организация теплового и воздушного режима помещения; Рациональная неперегревающая одежда детей; Соблюдение режима прогулок во все времена года; Занятия утренней гимнастикой и физкультурой; Организация безопасных условий пребывания детей в ДОУ; Оптимальный двигательный режим Профилактика 1. Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий. 2. Комплексы по профилактике плоскостопия. 3. Комплексы по профилактике нарушений осанки. 4. Дыхательная, артикуляционная гимнастика. 5. Пальчиковая гимнастика. 6. Утренняя гимнастика. 7. Корригирующая гимнастика. 8. Физкультурные занятия. 9. Снятие умственной усталости во время занятий(релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин). 10. Ежедневные прогулки. 11. Воздушные ванны. 12. Сквозное проветривание. 13. Сон без маек в летний период. 14. Ходьба босиком по массажным коврикам. 15. Умывание, мытьё рук до локтя. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: - единый подход к процессу воспитания ребенка; - открытость дошкольного учреждения для родителей; - взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; - уважение и доброжелательность друг к другу; - дифференцированный подход к каждой семье. Задачи: 1. формирование психолого - педагогических знаний родителей; 2. приобщение родителей к участию в жизни МБДОУ; 3. оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей; 4. изучение и пропаганда лучшего семейного опыта. Система взаимодействия с родителями включает: ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ; ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка; участие в составлении планов спортивных и культурномассовых мероприятий, работы родительского комитета; целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах; обучение конкретным приемам и методам воспитания и развитии ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытой ООД. Модель взаимодействия МБДОУ и родительского сообщества Участие родителей в управлении МБДОУ - Родительский комитет - Заключение договоров Информационно-аналитический блок -Анкетирование, беседы, опросы -Копилка родительской мудрости -Пополнение информационного стенда «Для Вас, родители!» Познавательный блок -Семинары-практикумы -Родительские гостиные - Работа сайта МДОУ -Творческие мастерские - Совместные акции -Индивидуальное консультирование -Совместная проектная деятельность -Родительские групповые и общие собрания в форме круглого стола, деловой игры ит.д. Наглядно – информационный блок - Реклама МДОУ (буклеты, презентация,стенды) - Открытые просмотры занятий и других видовдеятельности - Тематические выставки - Памятки для родителей - Досуговый блок - Конкурсы, викторины,выставки; - Дни здоровья; - Праздники, развлечения. III. Организационный раздел. 3.1. Материально-техническое обеспечение программы: Все помещения дошкольного учреждения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников. № Помещение МБДОУ Деятельность Воспитательнообразовательная работа Цели 1. Групповые помещения совмещены со спальнями 2. Музыкальный зал и спортивный совмещёны Проведение Развитие музыкально– организованной художественной, физической образовательной деятельностии эмоционально- волевой деятельности, сферы детей. Укрепление здоровья музыкальных детей приобщение к здоровому образу праздников, жизни, развитие физических качеств. физкультурных занятий развлечений, досугов. 3. Кабинет заведующего Индивидуальные Создание благоприятного консультации, беседы эмоционального климата для с медицинскими, работников и родителей педагогическими воспитанников. Рост и развитие кадрами, родителями профессионального уровня педагогов. воспитанников. Просветительская, разъяснительная работа с родителями по вопросам воспитания и развития детей. 4. Методическая зона Консультации, семинары, педагогические советы, индивидуальные консультации для педагогов. Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствиис возрастнымии индивидуальными особенностями воспитанников. Повышение профессиональной компетентности педагогов 5. Медицинский кабинет 6. Пищеблок 7. Прачечная 8. Кабинет заведующего хозяйством Стирка и глажение постельного белья и спецодежды Хозяйственная деятельность, ведениеотчетной документации, работа собслуживающим персоналом. Размещение стендовой информации. Профилактика, оздоровительная работа сдетьми, консультативнопросветительская работас родителямии работникамиДОУ. Для организации качественного горячего питания воспитанниковв соответствиис санитарноэпидемиологическими правиламии нормативами. Соблюдение санитарно– гигиенических норм Соблюдениетребований СанПиНа, правил по ОТ и ТБ, ПБ и общей безопасности дошкольного учреждения. Просветительская работа с педагогами иродителями воспитанников. 10 Прогулочные участки Прогулки, игровая Развитие познавательной, физической, . деятельность, досуги, опытно-поисковой, самостоятельная экспериментальной и трудовой двигательная деятельности. активность детей. 9. Холлы МБДОУ Осмотр детей, консультации медицинской сестры, врача,изоляция заболевших детей. Хранение продуктов и приготовление пищи 3.2. Организация режима пребывания детей в МДОУ Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим дня дошкольного учреждения разработан с учетом: времени пребывания детей в группе; действующих СанПиН (Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН от 01.08.2013 №678); функциональных возможностей ребенка, его возраста и состояния здоровья. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,56 часов, до 3-х лет – в соответствии с медицинскими рекомендациями. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4– 4,5 часов. Прогулку организуют 3 раза в день: в первую половину (приём на свежем воздухе), дневная прогулка и во вторую половину дня ( перед уходом детей домой). При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 С и скорости ветра более 15м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения МДОУ. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12–12,5 часов, из которых 2,0–2,5 отводится дневному сну. Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр. Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к ООД, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3-4часов. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: - в группе раннего возраста – 4 часа, - в средней группе - 6 часов 15 минут, - в старшей группе - 8 часов 30 минут Продолжительность ООД: для детей 4-го года жизни - не более 15минут, для детей 5-го года жизни не более 20минут, для детей 6-го года жизни - не более 25минут для детей 7-го года жизни - не более 30минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки впервой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40минут соответственно, в старшей 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами образовательной деятельности - не менее 10минут. ООД с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня последневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине организованной образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку. Организованная образовательная деятельность физкультурнооздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность. Организованная образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями. Режим жизнедеятельности МДОУ Режим работы МБДОУ: пятидневная рабочая неделя. Режим работы групп МБДОУ: 10 часов 30минут (с 7.00 до 17.30 часов). Режим дня Группы возрастом от 2 до 4 лет 7.00-8.00 Группы возрастом от 4 до 5 лет 7.00-8.00 Группы возрастом от 5 до 7 лет 7.00-8.00 8.00-8.10 8.10-8.20 8.20-8.30 Завтрак 8.30-8.50 8.30-8.50 8.40-9.00 Организованная образовательная деятельность Подготовка к прогулке, прогулка 9.00-09.40 9.00-10.00 9.10-10.40 09.40-11.40 10.00-12.15 10.40-12.30 Гигиенические процедуры 11.40-12.00 12.15-12.30 12.30-12.40 Обед, подготовка ко сну 12.00-12.20 12.30-13.00 12.40-13.10 Сон 12.20-15.00 13.00-15.00 13.10-15.10 Постепенный подъем, оздоровительные процедуры 15.00-15.20 15.00-15.20 15.10-15.20 Полдник 15.20-15.30 15.20-15.35 15.20-15.35 Игры, самостоятельная деятельность, индивидуальные занятия, прогулка Уход детей домой 15.30-17.30 15.35-17.30 15.35-17.30 17.30 17.30 17.30 Режимные моменты Утренний прием детей: прогулка, наблюдения, индивидуальное общение, игры Утренняя гимнастика Режим дня на летний оздоровительный период Возраст ребёнка 4-й год жизни 5-й год жизни 6-й год жизни 7.00-08.00 7.00-08.00 7.00-08.20 08.00-08.10 08.10-08.20 08.20-08.30 Завтрак 08.20-08.50 08.30-08.50 08.30-00.00 Игры, подготовка к занятиям 08.50-09.00 08.50-09.00 09.00-09.10 ООД 09.00-9.15 09.00-09.25 09.10-09.35 10.00 10.00 10.10 09.15-09.25 09.25-11.40 11.40-12.00 09.25-09.45 09.45-12.15 12.15-12.30 09.35-10.00 10.00-12.30 12.30-12.40 12.00-12.30 12.3-15.20 15.20-15.30 12.30-13.00 13.00-15.20 15.20-15.30 12.40-13.10 13.10-15.20 15.20-15.35 15.30-15.45 15.30-15.45 15.35-15.50 Подготовка к прогулке, 16.00-17.00 прогулка, уход детей домой 16.00-17.30 15.50-17.30 Режимные моменты Утренний приём Утренняя гимнастика Завтрак второй Подготовка к прогулке Прогулка Возвращение с прогулки и культурно-гигиенические процедуры Обед, подготовка ко сну Дневной сон Гимнастика пробуждения после дневного сна и культурногигиенические процедуры Полдник 3.3 Особенности мероприятий. традиционных событий, праздников, В основе планирования воспитательно-образовательного процесса лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в МБДОУ. Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы(праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к: • Явлениям нравственной жизни ребенка • Окружающей природе • Миру искусства и литературы • традиционным для семьи, общества и государства, праздничным событиям • событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День народного единства, День защитника Отечества и др.) • сезонным явлениям • народной культуре и традициям. Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения. Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. В каждой возрастной группе выделен блок, разделенный на несколько тем. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и развивающей предметнопространственной среде. Для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое рассматривается как примерное. Педагоги вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период в соответствии с особенностями своей возрастной группы, другими значимыми событиями. Формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей. 3.4 Особенности организации развивающей предметнопространственной среды. ГОС ДО определяет определенные требования к развивающей предметнопространственной среде. 1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее – участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. 2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать учет национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, возрастных и половозрастных особенностей детей, создание необходимых условий в случае организации инклюзивного образования. 4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Содержание развивающей предметно - пространственной среды Групповые комнаты Методическая зона - уголок природы, - библиотека педагогической, - книжные уголки; справочной, детской литературы; - уголки для самостоятельной - телевизор; продуктивной деятельности, - копилка педагогического опыта - игровые уголки для сюжетных игр: педагогическогоколлектива; - материалы для театрализованной - наглядный материал: картины, деятельности, иллюстрации, наборы сюжетных - уголок развивающих игр, картинки; - физкультурные уголки, - игрушки, дидактические и - гендерный уголок подвижные игры. Музыкальный зал - пианино, - музыкальный центр, - набор детских музыкальных инструментов, - дидактические игры Территория Обеспечение безопасных условий: - для спортивных, подвижных игр на участке, - для совместной деятельности педагогов и детей, - для организаций с детьми, досугов, праздников. Непременным условием построения развивающей предметнопространственной среды в детском саду является опора на личностноориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты: 1. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» 2. Его цель–содействовать становлению ребенка как личности. 3. Это предполагает решение следующих задач: Обеспечить чувство психологической защищённости–доверие ребёнка к миру Радости существования (психологическое здоровье) Формирование начал личности (базис личностной культуры) Развитие индивидуальности ребёнка– не «запрограммированность»,а содействие развитию личности Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности. 4. Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции. 5. Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. 3.5 Методическое обеспечение. - Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: Донбасс - мой край родной: воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста / сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Савченко М.В., Макеенко Е.П., Губанова Н. В., Котова Л.Н., Бридько Г.Ф. - 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2018. - Образовательная область « Познавательное развитие» Математическая шкатулка: вариативная воспитательно - образовательная программа /сост. Савченко М.В., Горбачева Е.В., Ирклиенко С.В., Кнороз О.А., Рябинина И.Н., Гиниятулина Л.А..- ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017. //https://drive.google.com/open?id=1bMO8i91dpo6mhQgzZXViWFKnQKPyFmR - Образовательная область «Речевое развитие» Савченко М.В., Сипачева Е.В., Котова Л.Н., Бридько Г.Ф. Подготовка к обучению грамоте : воспитательно- образовательная программа для детей 6-7 лет. возраста - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2018. 3.6 Управление реализацией основной образовательной программы 1. Руководство МБДОУ осуществляется в соответствии с Уставом дошкольного образовательного учреждения и законодательством ДНР. 2. Заведующий МБДОУ выполняет свои функции в соответствии с должностной инструкцией. 3. В МБДОУ соблюдается исполнительская и финансоваядисциплина: имеется номенклатура дел; регистрируется входящая и исходящая документация; осуществляется работа по изучению и реализации нормативных документов (приказов, методических рекомендаций, инструкций); распределены обязанности между администрацией; обеспечивается целевое расходование средств, предусмотренных сметой; имеются данные о последней инвентаризации материальных ценностей. 4. В МБДОУ имеется нормативно-правовая документация, регулирующая деятельность учреждения: Устав МБДОУ; Договоры между родителями (законными представителями) и МДОУ. Документация ведется в соответствии с Номенклатурой дел ДОУ. 5. В МБДОУ соблюдаются правила по охране труда, и обеспечивается безопасность жизнедеятельности детей и сотрудников. Существует определенная стратегия и тактика функционирования и развития МБДОУ: Имеется Программа развития; осуществляется перспективное комплексно-тематическое и календарное планирование; воспитатели имеют тематические планы по обучению и воспитанию детей; МБДОУ на 89% укомплектовано педагогическими кадрами; 100% педагогов имеют педагогическое образование. Функциональные обязанности участников программы: Заведующий - контролирует работу работников, регулирует деятельность всего коллектива сотрудников по выполнению задач, стоящих перед образовательным учреждением, контролирует воспитательнообразовательный процесс, анализирует, регулирует и планирует деятельность педагогического коллектива по выполнению задач Основной образовательной программы. Воспитатель, ответственный за организацию методической работы, организует методическую работу в дошкольном учреждении под руководством заведующего, занимается вопросами контроля за воспитательно-образовательным процессом по поручениям заведующего, согласно годового плана работы, вопросами методической работы МДОУ, отвечает за программно- методическое обеспечение воспитательнообразовательного процесса, ведет соответствующую документацию. Заведующий хозяйством отвечает за вопросы материально- технического обеспечения образовательного учреждения, выполняет обязанности кладовщика. Педагогический коллектив ориентирован на реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования, регулярно совершенствует свое педагогическое мастерство, внедряет инновационные педагогические технологии. Общее руководство процессом реализации образовательной программы осуществляет заведующий. При этом на основе информационно- аналитической деятельности и программно-целевого управления обеспечивается гибкость, рефлексивный характер системы управления. Система управления учитывает возможные умения, возможные проблемы и претерпевает изменения. 3.5. Изменения и дополнения основной образовательной программы В основную образовательную программу дошкольного образования вносятся изменения в случае, если: - изменяется законодательная база в сфере образования; - вводятся в воспитательно-образовательный процесс новые программы и технологии; - появляются новые взаимосвязи с различными учреждениями и организациями; - изменяются условия материально-технического и кадрового обеспечения учреждения; - изменяются условия реализации программы в связи с пополнением развивающей предметно –пространственной среды, оборудованием кабинетов специалистов, игротек, помещений специального назначения; - МБДОУ начинает работу по внедрению какой-либо инновации, участвует в экспериментальной деятельности.