Типовая образовательная программа Донецкой Народной Республики «Растим личность»
Описание образовательной программы
Образовательный процесс в Дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2018 № 287.
На основании ГОС ДО (2018) была разработана Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» (авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Котова Л.Н, Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф. Кобзарь О.В., Михайлюк С.И.) (рекомендована Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.08.2018 № 725 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2018 года № 691 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2018-2019 учебном году»).
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ РАБОТЫ ДОУ
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, его разностороннее развитие ребенка, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ:
развитию личности ребенка;
сохранению и укреплению здоровья детей;
формированию предпосылок учебной деятельности
воспитанию у дошкольников таких качеств:
любознательность, познавательная самостоятельность;
активность жизненной позиции, инициативность;
креативность в решении различных жизненных ситуаций; патриотизм;
уважительность к традиционным ценностям;
духовно нравственная направленность личности ребенка на основе общечеловеческих социокультурных ценностей.
Для достижения целей первостепенное значение имеют:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном разностороннем развитии каждого ребенка, формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса;
творческая организация (креативность) воспитательно - образовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать каждого ребенка в соответствии с его интересами и наклонностями;
уважительное отношение к результатам детского творчества, труда;
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения и семьи;
соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Реализация принципов: развивающее обучение и системно - деятельностный подход
Ведущая форма - совместная (партнерская) деятельность детей и взрослых
ПРОВЕДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МБДОУ
объём и продолжительность образовательной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями воспитанников;
соответствие образовательной деятельности возрастным уровням дошкольного воспитания и обучения.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития детей, которые называются образовательными областями.
ГОС ДО определяет 5 образовательных областей:
Физическое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в МДОУ;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях), о малой родине и Отечестве;
формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Предполагает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в подготовительной группе – 25 минут
Продолжительность перерывов между занятиями
не менее 10 минут.
В перерывах между организованной образовательной деятельностью:
подвижные игры умеренной интенсивности;
самостоятельная деятельность.
Домашние задания во всех возрастных группах не задаются!!!
ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
игровая;
социально - коммуникативная;
речевая;
продуктивная;
трудовая;
познавательно-исследовательская;
двигательная;
музыкальная;
изобразительная;
конструктивная;
через восприятие художественной литературы и фольклора.
Диагностика индивидуального развития детей дошкольного возраста - качество образовательного процесса в МДОУ
При проведении педагогической диагностики используются:
Пособие «Диагностика индивидуального развития детей дошкольного возраста» (авт.-сост. М.В. Савченко, Котова Л.Н., Губанова Н.В.), рекомендовано приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 826 от 14.08. 2017), индивидуальные карты развития ребенка.
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения образовательных задач
Развивающая предметно-пространственная среда
дошкольной организации должна быть
содержательно-насыщенной;
трансформируемой;
полифункциональной;
вариативной;
доступной;
безопасной.
Развивающую предметно–пространственную среду необходимо строить с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области нужно использовать в ходе реализации содержания других образовательных областей.
Взаимодействие детского сада с семьёй
Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo - педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Целевые ориентиры дошкольного образования социально-нормативные возрастные характеристики ВОЗМОЖНЫХ достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования
Настоящие требования являются ориентирами для: информирования родителей (законных представителей) и общественности;
построения образовательной политики на соответствующих уровнях;
решения задач: формирования Программы; анализа, планирования профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями;
изучения характеристик образования детей дошкольного возраста.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности;
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, их взглядов и убеждений, физических и психических особенностей;
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается;
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими;
Обладает развитым воображением; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать;
Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
Развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
Проявляет ответственность за начатое дело, инициативность в его реализации и получении результата;
Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены;
Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории и т. п.;
способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе;
Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.);
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях;
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу;
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших;
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни.
Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Достижение современного качества дошкольного образования невозможно без обеспечения преемственности с начальным общим образованием. Правильная организованная работа по преемственности – это залог успеха обучения детей в начальной школе. Успешной адаптации воспитанников детского сада в школе способствует развитая любознательность и воображение, развитая речь, умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Преемственность в работе ДОУ и начальной школы осуществляется по следующим направлениям:
Организационно – методическое обеспечение
Работа с родителями
Работа с детьми.
Организационно – методическое обеспечение предполагает
Совместные педагогические советы по вопросам обеспечения преемственности;
Совместные заседания методических объединений по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей ДОУ по формированию предпосылок учебной деятельности и успешной адаптации к школе;
Семинары – практикумы, деловые игры и т.п.;
Взаимопосещения занятий и уроков – обмен педагогическим опытом использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике педагогов.
Система взаимодействия педагогов и родителей включает:
Совместное проведение родительских собраний;
Проведение дней открытых дверей;
Консультации психолога и учителя;
Организация экскурсий по школе;
Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Возможные формы работы с дошкольниками:
Экскурсии в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой и т.д.;
Знакомство с учителями и учениками начального звена, совместные мероприятия, проекты с ними;
Проведение совместных спортивных мероприятий и праздников (праздник первого звонка, праздник букваря);
Участие детей в адаптационных занятиях с учителями и специалистами начальной школы;
Подготовка совместных театральных представлений, выставок художественных работ.